Новости

Новости и события хаджа

Дневники

Записи и впечатления о хадже

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы по хаджу

Материалы

Статьи и материалы о хадже

Книги

Книги и брошюры о хадже

Главная » Материалы

Месяц зульхиджа

Месяц зульхиджа

Примечание от Хадж.рф: данная статья посвящена месяцу, в который совершается хадж, однако она, в основном, рассчитана на тех, кто в это время остался дома. Соответственно, некоторые приводимые действия не предназначены для паломников.

Зульхиджа — последний месяц исламского календаря. Буквальное значение этого названия — хадж. Это указывает на то, что во время него совершается великое ежегодное богослужение, именуемое хаджем, что придает данному месяцу особое значение. Некоторые из его особенных благ и правил приводятся ниже:

Первая декада

Первые десять дней зульхиджи — одни из самых великих дней исламского календаря. Благородный Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Один день поста в это время равен посту в течение всего года, а одна ночь богослужения равна богослужению во время Ночи Предопределения».

Каждому мусульманину нужно воспользоваться этой замечательной возможностью: совершайте в эти дни ибадат (поклонение) Аллаху столько, сколько сможете.

Девятое зульхиджи

Девятый день зульхиджи называется Днем Арафата. В этот день паломники, совершающие хадж, собираются в долине Арафат, что в шести милях от Почитаемой Мекки. Здесь они исполняют самую базовую часть предписанных обязанностей хаджа — пребывание в Арафате.

Пост в День Арафата

Тем, кто не совершает хадж, желательно (мустахаб) в этот день поститься. Делается это по календарю своей страны. Иногда случается так, что в разных странах 9-ое зульхиджи приходится на разные дни. Это зависит от видимости луны. В таком случае мусульмане каждой страны должны проводить День Арафата в соответствии с лунными датами своей страны.

Например, если День Арафата соблюдается в Саудовской Аравии в пятницу, а в Пакистане — в субботу, то в этом случае мусульманам Пакистана следует считать Днем Арафата субботу и поститься в этот день, если они хотят получить пользу от поста Дня Арафата.

Пост в День Арафата был выделен Благородным Пророком صلى الله عليه وسلم в качестве желательного (мустахаб) для совершения. Как гласят хадисы, пост в этот день становится, даст Аллах, причиной прощения грехов за год.

Такбир ташрика

Начиная с фаджр-намаза 9-го зульхиджи вплоть до аср-намаза 13-го зульхиджи каждый мусульманин обязан произносить такбир ташрика после каждого фард-намаза с помощью следующих слов:
«Аллаху акбар, Аллаху акбар,
Ля иляха илляллаху, уаллаху акбар,
Аллаху акбар уа лилляхиль-хамд».
(«Аллах — величайший, Аллах — величайший. Нет бога кроме Аллаха. А Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала — Аллаху!»)

Достоверные исламские источники гласят, что каждый мусульман обязан произносить данный такбир после каждого фард-намаза. Женщинам тоже рекомендуется это делать, хотя это и не является для них обязательным. Независимо от того, совершается ли намаз коллективно или в одиночку, молящийся все равно должен произнести этот такбир. Однако следует отметить, что мужчины произносят его громким голосом, а женщины проговаривают это тихо.

В праздничный день

В Ид-уль-Адха (Курбан-байрам) следующие действия являются сунной:
1) проснуться рано утром;
2) почистить зубы мисваком или щеткой;
3) искупаться;
4) надеть лучшую имеющуюся одежду;
5) надушиться;
6) не есть до праздничного намаза;
7) громко произносить такбир ташрика, идя на праздничный намаз.

Как совершать праздничный намаз (по ханафитскому мазхабу)

Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, совершаемых в обычном порядке. Единственное дополнение к ним — это шесть такбиров, три из которых произносятся в начале первого ракаата, а другие три — непосредственно перед поясным поклоном во втором ракаате. Если говорить подробнее, праздничный намаз исполняется следующим образом:

Имам начинает намаз без азана и икамата. Он начинает намаз, произнося такбир тахримы («Аллаху акбар»). Вы поднимаете руки до уровня ушей и, сказав такбир, складываете их у пупка. Имам делает короткую паузу, во время которой вы произносите «Субханакаллахумма…». После этого имам трижды проговаривает такбир («Аллаху акбар»). При первых двух такбирах вы поднимаете руки до уровня ушей, а после их тихого произнесения опускаете их по швам. Но после третьего такбира руки следует сложить у пупка, как в обычных намазах.

После этих трех такбиров имам проговаривает аяты Священного Корана, которые следует слушать тихо и спокойно. Остаток ракаата проводится как обычно.

Поднявшись на второй ракаат, имам начинает произносить аяты Священного Корана. В это время следует тихо и спокойно слушать их. По завершении их прочтения имам снова проговаривает три такбира, но в этот раз это делается ровно перед переходом в поясной поклон. При каждом такбире вы поднимаете руки до уровня ушей и, сказав «Аллаху акбар», опускаете их по швам. После третьего такбира имам произносит еще один такбир для перехода в поясной поклон. Во время этого такбира руки поднимать не надо. Просто перейдите в поясной поклон, сказав «Аллаху акбар». Оставшаяся часть намаза исполняется как обычно.

Хутба: обращение праздничного дня

Для данного праздничного намаза хутба (проповедь) является сунной и проводится после самого намаза (в отличие от пятничного намаза, когда хутба является фардом и проводится до намаза). Однако прослушивание хутбы праздничного намаза является ваджибом (обязательным). Ее нужно слушать спокойно и в полной тишине.

Является сунной начать имаму первую хутбу с девятикратного такбира («Аллаху акбар»), а вторую хутбу — с семикратного.

Примечание: описанный способ совершения праздничного намаза соответствует ханафитской школе исламского права. Другие специалисты права — такие, как имам Шафии, — придерживаются несколько иных способов его исполнения. Перед тем, как начать читать аяты Священного Корана в обоих ракаатах, они двенадцать раз произносят такбир. Так делать тоже можно. Если имам придерживается шафиитской школы и поступает так, как описано выше, вы можете последовать его примеру. Оба способа основаны на действиях Благородного Пророка صلى الله عليه وسلم.

Жертвоприношение (курбан): смысл и правила

Слово «курбани» (жертвоприношение), используемое в урду и персидском языке, происходит от арабского слова «курбан». Буквально оно означает действие, совершенное в стремлении к довольству Аллаха. Изначально, слово «курбан» включало в себя все благотворительные поступки, поскольку цель благотворительности — не что иное, как стремление к довольству Аллаха. Но в религиозной терминологии под данным словом понимают только принесение в жертву животного, заколотого ради Аллаха.

Жертвоприношение животного всегда считалось признанной разновидностью богослужения во всех религиозных обществах, основанных на том или ином священном писании. Даже у язычников принесение в жертву животного считается формой поклонения, но делали они это во имя идолов, а не во имя Аллаха: такое действие категорически отвергается Исламом.

Шариатом нашего любимого Пророка صلى الله عليه وسلم жертвоприношение считается разновидностью богослужения только в течение трех дней зульхиджи, а именно: в течение 10-го, 11-го и 12-го чисел данного месяца. Этим мы отмечаем бесподобную жертву, принесенную пророком, саидной Ибрахимом (алейхиссалям), когда он, исполняя переданное ему во сне веление Аллаха, приготовился заколоть собственного любимого сына, саидну Исмаила (алейхиссалям), и даже пытался сделать это, но Всемогущий Аллах, испытав его покорность, ниспослал барашка и уберег его сына от логичного завершения забоя. Именно с этого момента принесение в жертву животного стало обязанностью для каждого состоятельного мусульманина.

Курбан — это демонстрация полного подчинения Аллаху и доказательство полного послушания воле и велению Аллаха. Именно это хочет доказать мусульманин, когда он совершает курбан. Поэтому исполняемый мусульманином курбан показывает, что он — раб Аллаха по мере своих возможностей, и что он не будет колебаться ни секунды, если получит абсолютное веление от своего Создателя, подчиниться и с готовностью исполнит его, даже если это будет стоить ему жизни и имущества. Когда настоящий, совершенный мусульманин получает веление от Аллаха, он не ставит свое послушание в зависимость от «обоснованности» веления, способного добраться до его ограниченного понимания. Нет, он знает, что Аллах — Всезнающий, Мудрый, и что человеческий разум не может постичь то знание и ту мудрость, которые кроются за велением Аллаха. И потому мусульманин подчиняется велению Аллаха, даже если он не способен понять причины и мудрость этого приказа.

Именно так поступил пророк Ибрахим (алейхиссалям). Казалось бы, не было причин, по которым отец должен пожертвовать невинным сыном. Но, когда поступило веление от Аллаха, он ни разу не спросил о его причинах и не колебался в его исполнении. И даже сам сын, когда отец спросил его об увиденном сне, не подвергал сомнению легитимность веления. Он не жаловался, не ныл и вообще не спрашивал даже хотя бы об одной веской причине, по которой его собираются заколоть. Его единственный ответ был таков:
«Отец, делайте, что было велено Вам. И, даст Бог, Вы обнаружите меня одним из терпеливых».

Нынешний курбан совершается в память этого великого образца покорности, который нам продемонстрировали великий отец и великий сын. Поэтому в нынешние времена курбан должен исполняться в подражание тому же идеалу и тому же покорному поведению.

Такова истинная идея курбана. Помня об этом, можно легко раскрыть заблуждение тех, кто выступает против жертвоприношения, основываясь на экономических расчетах и считая это пустой тратой денег, ресурсов и скота. Они не способны заглянуть за рамки мирских выгод и в результате не могут понять тот дух, который Ислам хочет взрастить и взлелеять в своих последователях, — дух полной покорности Аллаху, который вооружает человека самыми лучшими качествами, столь необходимыми для удерживания человечества в состоянии постоянного мира и благополучия.

Курбан — это лишь мощный символ того отношения, которое требуется от человека по отношению к велениям Аллаха, какими бы «иррациональными» и «неэкономичными» они ни казались. Поэтому недоверчивые поиски экономической выгоды от совершения курбана — это, по сути, отрицание его истинного смысла и духа.

Несомненно, каждая предписанная Аллахом форма богослужения приносит также и определенные мирские выгоды, но не это является главной целью предписанных обязанностей. И нельзя принимать эти выгоды в качестве необходимого условия для покорности и послушания. Все виды богослужения, включая курбан, должны исполняться в духе полного подчинения Аллаху, независимо от экономических, социальных и политических выгод. Так поступал Ибрахим (алейхиссалям). И так нужно поступать каждому настоящему мусульманину.

Помня об этом, ниже мы приводим некоторые правила в отношении данного богослужения (курбана), имеющиеся в нашем шариате согласно ханафитской школе исламского права.

Время для курбана

Курбан можно совершать только во время трех праздничных дней, то есть 10-го, 11-го и 12-го зульхиджи. Только в эти дни забой животного признается в качестве акта поклонения Аллаху. Ни в какие иные дни года никакой курбан совершаться не может.

Хотя курбан разрешается выполнить в любой из этих трех дней, тем не менее, предпочтительнее сделать это в первый же день, то есть 10-го зульхиджи.

До окончания праздничного намаза курбан выполнять не дозволяется. Однако в маленьких селах, где праздничный намаз не совершается, можно выполнить курбан в любое время после рассвета 10-го зульхиджи.

Курбан можно совершить и в те две ночи, что следуют за днем праздника, но более рекомендуемым является его выполнение в дневное время суток.

Кто обязан совершить курбан?

Каждый взрослый мусульманин (как мужчина, так и женщина), располагающий 613,35 граммами серебра или соответствующим эквивалентом в денежном выражении, личных украшениях, товарах на продажу или любом другом виде имущества, превышающем его базовые потребности, обязан совершить курбан. На каждого взрослого члена семьи, у которого имеется имущество в таком размере, возлагается обязанность отдельного курбана за самого себя. Если у мужа есть соответствующее имущество, а у жены — нет, курбан обязателен только для мужа. Верно и обратное: если супруга располагает таким имуществом, а муж — нет, курбан обязателен только для жены. Если же оба супруга обладают таким имуществом, то в этом случае они оба должны совершить курбан отдельно каждый за себя.

Если взрослые дети живут вместе с родителями, курбан обязателен для каждого из них при условии, что они располагают вышеуказанным имуществом. Курбан мужа не снимает ответственности с жены, а курбан отца не снимает ответственности с его сына или дочери. Каждый из них должен позаботиться о своем курбане.

Однако если муж или отец, помимо своего курбана, совершает еще один курбан за жену или сына, то он может так сделать с их разрешения.

Курбан ничем не заменить

Некоторые люди полагают, что вместо жертвоприношения они должны раздать милостыню беднякам. Такой подход в корне неверен. На самом деле, для мусульман обязательны различные формы богослужения. Каждая из них по-своему важна, и одна не может заменить другую. Так, мусульманину нельзя совершить намаз вместо поста в Рамадан. Нельзя также раздать милостыню заместо обязательного намаза. Аналогичным образом, курбан является отдельной разновидностью богослужения, и эта обязанность не может быть выполнена посредством раздачи милостыни.

Однако если кто-то, по незнанию или вследствие небрежного отношения, не совершил курбан в течение трех предписанных дней (10-го, 11-го, 12-го зульхиджи), то только в этом случае он может отдать стоимость курбана в виде садаки тем, кому полагается давать закят. Но во время дней курбана никакая садака не снимет данной обязанности.

Животные для курбана

Для жертвоприношения подходят следующие животные:
1) козел или коза возрастом от одного года;
2) баран или овца возрастом от шести месяцев;
3) корова, бык, буйвол возрастом от двух лет;
4) верблюд или верблюдица возрастом от пяти лет.

Достаточно одного барана (или овцы, козы, козла) для курбана за одного человека. В отношении других животных (коров, буйволов, верблюдов), одно такое животное приравнивается к семи жертвоприношениям, что позволяет семерым людям совершить свои курбаны одним таким животным.

Если продавец животного утверждает, что его возраст соответствует требованиям курбана, и никаких видимых доказательств обратного нет, то в этом случае можно положиться на его слова, и принесение в жертву такого животного будет дозволено.

Правила в отношении дефектных животных

Следующие дефектные животные не приемлемы в качестве курбана:
1) слепое, одноглазое или хромое;
2) настолько истощенное, что не может дойти до места забоя;
3) животное, у которого нет трети уха, носа или хвоста;
4) животное совсем без зубов, или если у него отсутствует большее количество зубов;
5) родившееся без ушей.

Следующие животные приемлемы для курбана:
1) кастрированный козел (такое животное даже более предпочтительно для курбана);
2) животное без рогов или со сломанными рогами (однако, если рога были вырваны полностью — настолько, что это повредило его мозг, — в этом случае приносить это животное в жертву нельзя);
3) животное, у которого отсутствует менее трети уха, носа или хвоста;
4) больное или травмированное животное (за исключением случая, когда у него имеются дефекты, делающие его недозволенным для курбана).

Способ совершения курбана по Сунне

Мусульманину лучше собственноручно совершать забой животного для своего курбана. Однако, если сам он этого сделать не может или, по той или иной причине, не хочет, он в этом случае может попросить другого человека выполнить забой за него. Но и здесь лучше, если он будет хотя бы присутствовать во время забоя. Однако его отсутствие во время забоя не приведет к недействительности курбана, если он поручил забойщику совершить забой за себя. Является сунной положить животное мордой к кибле и произнести следующий аят Священного Корана:

إني وجهت وجهي للذي فطر السماوات والأرض حنيفا ۖ وما أنا من المشركين
«Воистину, я обратил свой лик к Тому, кто создал небеса и землю, и я не из тех, кто придает Аллаху сотоварищей». (Коран, 6:79)

Но самое важное, что следует произнести при забое животного, — это: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («Во имя Аллаха, Аллах — величайший!»). Если кто-то умышленно не проговорит данную фразу во время забоя животного, это приведет не только к тому, что его курбан окажется недействительным, но и к тому, что животное станет харамом, то есть нельзя будет употреблять мясо такого животного. Однако, если это было сделано неумышленно, то есть он просто забыл сказать эту фразу во время забоя, в этом случае такая ошибка прощается, курбан считается действительным, а забой — дозволенным.

Если человек не может проговорить на арабском языке слова «Бисмиллях, Аллаху акбар», то он может произнести имя Аллаха на своем языке, сказав: «Во имя Аллаха».

Как делить мясо

Если животное было заколото для более чем одного человека: например, в случае забоя коровы или верблюда, — то в этом случае мясо распределяется поровну между его владельцами посредством взвешивания (а не просто «на глазок»). Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, все равно по шариату такой способ не дозволен.

Однако, если по той или иной причине, взвесить мясо не представляется возможным, и все участники согласны разделить его без взвешивания, то в этом случае можно разделить мясо на глаз при условии, что в каждую долю будет входить либо нога животного, либо некоторая часть печени.

Хотя все мясо курбана можно оставлять себе, лучше отдать треть мяса беднякам, другую треть — родственникам, а остаток забрать себе.

Все части жертвенного животного можно использовать для своих нужд, но никакая его часть не может быть продана или отдана в качестве платы мяснику. Если кто-то продал мясо или шкуру животного, он должен отдать полученные деньги в качестве садаки беднякам, которым можно выплачивать закят.

Хадж

Самое важное богослужение, исполняемое в этот месяц, — это хадж, один из пяти столпов Ислама. Со всех уголков мира мусульмане прибывают в Аравию для совершения этого уникального богослужения. Хадж — это поклонение Аллаху, требующее, как минимум, пяти дней для его полноценного исполнения. У действий, совершаемых во время хаджа, имеются свои правила. Подробная информация о них содержится в различных книгах по данной теме. В этой статье мы не преследуем цели разъяснить все эти подробности. Но некоторую базовую информацию о данной обязанности мы представляем ниже:

1) Хадж обязателен для каждого взрослого мусульманина, которому по средствам поездка в Мекку (пешком или с помощью транспортных средств) во время сезона хаджа.

2) Если человек может поехать в Мекку для выполнения хаджа, но у него нет возможности отправиться в Медину, то и в этом случае хадж будет для него обязателен. Он может его совершить и без посещения Медины.

3) Мусульманка может отправиться в хадж только в сопровождении махрама (то есть мужа или близкого родственника — сына, отца, брата и т.д.). Если никто из махрамов ее не может сопроводить, хадж не будет обязательным для нее (пока не появится махрам, который мог бы поехать с ней). Однако в этом случае она должна составить завещание о том, что в случае, если она умрет, так и не совершив хадж, ее наследники должны организовать бадаль-хадж на средства, оставшиеся от ее имущества.

4) Хадж обязателен к совершению только один раз в жизни. После исполнения обязательного хаджа человек не обязан совершать новое паломничество. Однако можно исполнять нафль (добровольный) хадж столько, сколько хотите.

Муфтий Такы Усмани

Источник: Albalagh.net

Перевод: Хадж.рф

Напишите комментарий!

Добавить свой комментарий ниже, или осуществите trackback с вашего собственного сайта. Вы также можете Comments Feed через RSS.

Введите свой комментарий:

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аватары от Gravatar.


8 + 1 =